Навь, Правь ?
Явь, Правь и Навь — важные понятия в родноверии
Навь в Толковом словаре Даля
трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов
мертвец, покойник, усопший, умерший. Там же упоминается Навий день, то
есть день общего поминовения покойников, в южной Руси понедельник, в
средней и северной вторник на Фоминой.
Рыбаков Б. А. в «Язычестве древних славян» пишет «Навьи — мертвецы или,
точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе
навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как
предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды,
покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же это чужие,
иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей,
которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных
волками, „с дерева падших", убитых молнией и т. п.). Очень полно
раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи
это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь „на
злых ветрах". Крик этих птиц означает смерть; „нави" нападают на
беременных женщин и на детей и сосут их кровь. Они — вампиры (упыри),
чрезвычайно опасные для людей».
Явь и Правь в аутентичных источниках по мифологии и фольклору не упоминаются.
Триада Явь, Правь и Навь пришла в современное родноверие из Велесовой книги (в науке считающейся фальсификацией XX в.). Там, на дощечке 1 написано:
праве бо есь невідомо уложена дажьбом
а по ньяко пря же ся теце яве і та соутворі живо то нашо а токо лі одіде сьмртье есь
явь есь текоуща а творено о праві
наве нбо есте по тоія до те есте нава а по те есте нава
а в праві же есте явъ,
что в переводе А. Асова (1992 г.) приобретает философский смысл:
Ибо что положено Даждьбогом
в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая
творит жизнь нашу, а если мы отойдём — будет смерть. Явь — это текущее,
то, что сотворено Правью. Навь же — после неё, и до неё есть Навь. А в
Прави есть Явь.
Издатель (и вероятный автор) Велесовой книги Ю. П. Миролюбов трактует эти термины так:
… Нам удалось только после долгих усилий установить, что «Явь» была
реальностью, «Правь» — истина, законы, управляющие реальностью, и
наконец, «Навь» была потусторонним миром, где была «Явь», не связанная
с «Правью», а потому бестелесная.
…Усопшие приходили «из Нави, окуду никто вена не приходит венити».
Такое общение с усопшими происходит в Яви через Навь. Рай, или
божественное обиталище, где … Предки, Пращуры и Шуры …, общается с Явью
через «Навь». Это как бы промежуточная ступень, ибо если мы живем в
Яви, если сама Жизнь, истечение Живы сквозь время и пространство может
идти лишь благодаря Прави — основе, существующей под ней и
установленной богами (ипостасями Сварога), то в будущем человек «вдет
внави», то есть в загробное существование. Таким образом, смерти не
было, а было лишь созерцание «внави зряти» тех, кто ушел.
Этнографические штудии Миролюбова в академических кругах не
признаны. Тем не менее, активисты реконструкции мифологии славян
принимают именно эту интерпретацию.